Не то чтоб мы планировали поездку в Узбекистан на новогодние праздники. Даже совсем наоборот — мы хотели в Европу. Куда-нибудь в Италию, в Тоскану. Вот только когда посмотрели на стоимость перелета и проживания, решили, что это подождет. По секрету: Европа была весной, и пост о прекрасном плавании на Штандарте, будет позже. Сейчас же давайте перенесемся в зимний Ташкент, или в Таш, как называют его местные
В Таше мы провели всего пару дней, но даже этого оказалось много. Ташкент — это город, который является музеем советской истории. И это неспроста так, столицей он стал только при советской власти, до этого главными городами Узбекистана были Самарканд или Бухара, в зависимости от эпохи.
Ташкент город белых аистов, поэтому на главной площади всех приезжих встречает скульптура три белых аиста.
Площадь Мусталлик — это буквально площадь независимости. Такая площадь есть в любой столице бывшей союзной республики. На площади помимо аистов есть еще одна интересная инсталляция — глобус Узбекистана. Да, именно так, как в анекдоте. Спросите у гугла, я не шучу.
Прогуливаясь по городу, мы далеко не сразу поняли, что же не так, что настораживает в окружающей действительности. Ответ на фотографии ниже. Это площадь свободы и это центр города. Действие происходит накануне нового года. На площади почти нет людей, в городе еще меньше. Где все? Мы так и не нашли ответа на этот вопрос. Возможно, местные просто не воспринимают новый год как долгожданный праздник. Новогодние выходные у них в этом году продлили до 5-го числа, раньше второго уже все выходили на работу.
В Ташкенте началась наша охота на плов. Проснувшись тридцать первого декабря, мы решили поесть плова и даже узнали, что есть центр плова недалеко от телебашни. Построили маршрут и отправились до обеда посмотреть на Хазрет Имам — религиозный центр из нескольких мечетей и медресе.
04. Мечеть Тилла Шейх. Скорее всего, вы здесь побываете, если поедете в Ташкент. Там не так много мест, где стоит побывать.
05. Отличительная особенность многих мечетей и медресе в Узбекистане — это деревянные колонны. Да и вообще достаточно частое использование дерева в постройках.
06. В новогодние праздники почти везде было пустынно. Мечети не исключение. Двери были открыты, можно было зайти и помолиться. Мы скромно прогулялись по внутреннему дворику и отправились дальше.
Основная часть ансамбля Хазрет Имам была построена в XVI веке. Сейчас стройка продолжается на заднем плане видно как возводят новые мечети.
Вдали от дороги на площади стоит медресе Барак-Хана. И здесь стоит отдельно остановиться и рассказать о медресе в современном Узбекистане. В древности они являлись школами интернатного типа. В Узбекистане повальное строительство медресе началось в XVI веке во время правления и по указу Улугбека. На эту тему можно почитать Сергея Бородина «Звезды над Самаркандом». Это художественная книга, основанная на исторических событиях времен правления Тамерлана. Там хорошо описана эпоха.
Сейчас медресе утратили актуальность и больше не являются образовательными учреждениями, поэтому их отдали для использования ремесленникам. Правда, ремесленники, скорее замаскированные торговцы. Это сделано для привлечения туристов, только выглядит как дешевая ширма прикрывающая магазины. Тебя зазывают посмотреть на труды мастеров, а как только оказываешься внутри, начинают втюхивать.
Весь трепетный налет отношения к медресе как к сакральному центру науки, сдуло. Остались только пошлые сувенирные лавки.
08. Огромные ворота медресе Барак-хана.
Прекрасные фасады мечетей, склепов, медресе и прочего, скорее всего не имеют отношения ко времени постройки. Почти все, что можно сейчас увидеть было отреставрировано, по большей части в Советском Союзе. Например, площадь Регистан в Самарканде реставрировалась с двадцатых до девяностых годов прошлого века.
Все уникальные орнаменты восстанавливались по малочисленным остаткам мозаик прошлого. Иногда даже от зданий оставались лишь руины. В посте про Самарканд будет об этом подробно.
Орнаменталистика — основа искусства Узбекистана. Симметричные узоры повторяются во всем: фасады зданий, ковры, тарелки, сундуки, картины, сюзане, потолки и стены мечетей и так далее без остановки. Основные цвета это оттенки синего и золото, иногда другие цвета пастельных тонов. Изучать можно бесконечно долго. Прекрасные переплетения издали образуют один узор, но стоит подойти ближе и он начинает пестрить новыми деталями. Лини уходят вверх, пересекаются и, обернувшись петлей, возвращаются к началу.
Детали узоров — это геометрические и растительные элементы. Очень редко встречаются животные. Часто используются сложные многоосные узоры иногда даже с нечетным количеством осей.
Внутри одной из «ремесленных мастерских». Несомненно, там есть мастер, занимающийся своим делом. Он тратит на это свое свободное время, которого у него почти не остается из-за туристов, расспрашивающих о товарах.
Мне пришлось полчаса дожидаться пока художник сел на свое место. Продержался он там 5 минут, и туристы снова оторвали его от дела.
Передача помещений, скорее всего, не плохая идея — люди при деле, здания не простаивают, туристы приезжают. Кстати, чем более туристическое место, тем дороже там товары, что логично. В Самарканде цены на сувенирку вообще в долларах. Естественно все выдается за историческое наследие — вот именно это сюзане XVIII века.
Про плов мы не забыли и после удовлетворения голода когнитивного, наступило время утолить голод физический. Только вот мы не учли (по незнанию), что плов после 12 уже съеден во всем Узбекистане.
Более того от таксиста мы узнали что 31 и 1 плов даже готовить не будут, никому он не нужен в едальнях. В праздники все готовят дома самостоятельно. Сегодня был последний шанс в 2018 году.
Обедать мы пошли на рынок, о рынке позже будет подробнее.
Мы до темноты гуляли по пустынным улицам города. Если, кто пробовал в Москве пройти по центральным улицам в новогодние праздники или, упаси вас Зевс, попасть на Красную площадь, то пустынные улицы Ташкента станут для вас удивлением.
Много неполиткорректных шуток было на эту тему, но об этом я не буду тут писать, спросите меня об этом лично.
К вечеру мы пришли на центральную площадь города, где впервые увидели людей в таком количестве в Таше. Местные праздновали наступающий новый год. Для полного понимания рекогносцировка: во-первых, на фотографии центральная праздничная сцена в столице; во-вторых, на фотографии почти все пришедшие; в-третьих, там была дискотека.
В Узбекистане люди живут по-другому. Совсем не так как в Москве или родном Абакане. Неуловимо, но вполне отчетливо отличается. Похоже на то, что время здесь остановилось лет 20 назад, и нет таких простых благ цивилизаций, как открытые круглосуточно магазины, кафе или рестораны на каждом шагу. Но при этом люди здесь выглядят счастливыми. И тут понимаешь, что не это определяет счастье, а твое отношение. Правда, для меня было бы большой проблемой отсутствие книжных, если жить в Узбекистане. Всего пара-тройка крупных книжных та весь Ташкент, и абсолютное отсутствие выбора — политическая и религиозная литература, вот то, что можно купить без проблем. Маленького принца мы так и не нашли.
Последняя фотография в посте — загадка. Кому в Ташкенте стоит памятник возле одной из школ?
18. Это первый памятник, который встретился нам на пути в первый день. Немного неожиданно.